Radio Garmoniia mira, 102.7 fm Radio Garmoniia mira, 102.7 fm

Рубрика «Время классической музыки»

Композиторы и произведения

Исаак Альбенис

IAlbeniz

Альбенис Исаак Мануэль Франсиско – крупнейший представитель новой испанской музыки.

Учился у весьма знатных педагогов: по фортепиано – у Мармонтеля, учителя Дебюсси, позже, в Барселоне, Брюсселе – у Карла Райнеке, органиста и пианиста. Завершает своё пианистическое образование под руководством великого Ференца Листа в 1880 году в Будапеште.

Концертировал во многих странах мира: в Мексике, Кубе, Германии, Англии, Франции. Игру его считали виртуозной и красочной. Это отметили и прославленные французы, в частности, Дебюсси.

С 1894 года Альбенис живёт в Париже. Здесь он совершенствуется как композитор под руководством Венсана Д’Энди и Поля Дюка. В начале XX века композитор возглавляет новое направление в испанском искусстве. Последователями Альбениса в этих исканиях были композиторы, ставшие знаменитыми: Мануэль де Фалья и Энрике Гранадос.

Произведения Альбениса – это образцы национальной профессиональной музыки, в которой сочетается яркая национальная основа с современным музыкальным языком.

Йозеф Гайдн
«Времена года»

Joseph Haydn, målning av Thomas Hardy från 1792

Гайдн – великий венский маэстро симфонии и инструментальной камерной музыки, тем не менее – автор опер и даже ораторий. Последние две оратории «Сотворение мира» и «Времена года» относят к лучшим сочинениям Гайдна.

Оратория «Времена года» - это произведение было написано в 1801 году, оно практически завершило долгий творческий путь маэстро. Автор немецкого либретто — барон Готфрид Ван Свитен (1733—1803). Либретто написано по поэме английского поэта Джеймса Томсона «Времена года».

«Времена года» - изображение сельской крестьянской жизни, полевых работ, пейзажей лугов и лесов. Здесь немало звукописи – изображение грозы, охоты, крики петуха, кваканье лягушек, стрекотание кузнечика... Но не это главное. Главное – чисто гайдновский оптимизм, бодрый крестьянский дух. Вся музыкальная драматургия оратории – это вдохновенный гимн человеческому труду, простому и радостному ощущению жизни.

Заключительный хор переводит всю ораторию из бытовой сферы в философский план: они поют о смысле человеческой жизни, проходящей те же стадии что и природа в ее годовом цикле. В этом и объективность, и оптимизм, и жизнеутверждающая сила идеи «Времен года» и самого автора оратории Йозефа Гайдна.

В нашей передаче звучат фрагменты знаменитой оратории Йозефа Гайдна «Времена года».
Исполнители:
Helmut Wildhaber – тенор;
Peter Lika – бас;
Kristina Laki – сопрано;
The Choir Of The Flanders Opera «la Petite Bande», дирижёр Sigiswald Kuijken.

Моцарт и его окружение

Croce MozartFamilyPortrait

Эта программа знакомит нас с теми именами композиторов и музыкантов, которые были связаны с Вольфангом Амадеем, которые так или иначе повлияли на его творчество и создали своего рода музыкальную среду, так называемую «эпоху Моцарта».

В своём цикле программ о Моцарте и Сальери Марио Корти говорил: «Моцарт не появился из ниоткуда. Его творчество есть сумма и сублимация целой музыкальной эпохи. С появлением Моцарта мы эту эпоху стали постепенно забывать, для нас она вся - в Моцарте. Мы стали забывать о целой плеяде композиторов - выдающихся композиторов, труд которых оказал огромное влияние на Моцарта. Это Иоганн Кристиан Бах, Карл Филипп Эммануил Бах, Иоганн Хассе, Джованни Паизиелло, Доменико Чимарозо, Антонио Сальери, Муцио Клементи... И это далеко не все. Они строили пирамиду, блок за блоком. Вершиной пирамиды оказался Моцарт.

В первой части программы звучат произведения:
Леопольд Моцарт: Большая серенада, ч. 1 Аллегро; Симфония игрушек, ч. 1 Аллегро; Охотничья симфония, ч. 1 Аллегро.
Михаэль Гайдн: Концерт для флейты, ч. 3 Allegro; Испанская месса Ре мажор MH 422, ч. 6 Et incarnatus; Ноктюрн для двух скрипок и двух виолончелей и бассо континуо До мажор MH 187, ч. 2 Adagio cantabile.
Муцио Клементи, Соната соль-минор ор. 34 N2, ч. 1 Allegro; Соната ор. 24 N2, ч. 1 Allegro.

Во второй части программы вы услышите:
Леопольд Моцарт, Большая серенада, ч. 1 Аллегро; «Катание на санях», фрагмент.
Джованни Паизиелло, Nel cor piu non mi sento, поёт Рената Тебальди; Концерт для мандолины и струнных Ми-бемоль мажор, ч. 1 Allegro.
Бетховен, 6 вариаций Соль-мажор на тему оперы Джованни Паизиелло «Мельничиха», играет Михаил Плетнёв.
Антонио Сальери, 26 вариаций на тему Фоли, исполняет оркестр London Mozart Players; Концерт для фортепиано с оркестром До-мажор, ч. 2 Larghetto.

Модест Мусоргский
Оркестровые произведения

Musorgskiy

Модест Петрович Мусоргский – один из ярчайших представителей русского композиторского объединения, известного под названием «Могучая кучка». Мусоргский – поистине величайший композитор Х1Х века, создавший такие уникальные образцы русской музыкальной драмы как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», а также целую череду романсов и песен, удивительных по глубине и правдивости содержания.

«Крест на себя наложил я, - писал композитор, - и с поднятой головой, бодро и весело пойду, против всяких – к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадой, его горем и страдой». Это благородное стремление воплотилось в творчестве Мусоргского, во всех жанрах, которых коснулось его перо, его мощный гений.

Карл Орф
«Carmina Burana»

Orff, C. Carmina Burana (München, 1959)

Кантата «Carmina Burana» – одно из самых оригинальных произведений XX века.

Произведение написано немецким композитором Карлом Орфом, создателем экспериментальной системы музыкального воспитания, основанного на соединении танца, пластики, поэзии и музыки, на познании искусства как процесса творчества.

В 1847 г. в Германии был издан сборник старинных баварских стихов и песен, относящихся к концу XIII века. Сборник был назван «Кармина Бурана», то есть «Песни Бойерна» по названию монастыря Beuern, где впервые были найдены рукописи. Это было собрание разнообразных текстов на разных языках, в основном, на так называемой «вульгарной латыни» – старофранцузском и старинном баварском диалекте. В сборник входили стихи и песни странствующих монахов, студентов и школяров, бродячих актёров. Песни были любовные, сатирические, застольные, не всегда благочестивые. Именно этот сборник послужил основой для создания Карлом Орфом его уникальной кантаты «Кармина Бурана».

Композитор создал своё сочинение для хора, солистов, танцоров и оркестра. Взяв из сборника около 24 песен, Орф объединил их в композицию из трёх частей со вступлением и заключением: «Весна», «В таверне» и «О любви». И над всем царит Судьба, Фортуна: она правит миром, ей подвластно всё...

Никколо Паганини

Niccolo Paganini01

Паганини – гениальный скрипач-виртуоз и композитор яркого романтического направления. Его искусство оказало заметное влияние на музыкальную культуру XIX века. А его блестящее скрипичное мастерство свидетельствовало о том величайшем всплеске музыкального исполнительского искусства, примерами которого являлись и такие великие музыканты-пианисты как Фредерик Шопен или Ференц Лист. Огромный темперамент Паганини, романтическая экспрессия его игры и его музыки, богатство эмоциональных оттенков породили новый уровень технических приемов игры на инструменте и богатство красочных эффектов.

Необычная личность Паганини, весь его облик свободного художника, демоническая внешность вполне соответствовали представлению эпохи об артисте-романтике. Его скитания в юности, бесконечные странствия и переезды по городам и странам, таинственная атмосфера его концертов, а более всего непостижимая гениальность его игры породили вокруг его личности немало легенд, сочиняемых современниками и многократно пересказанных в романах, стихах и воспоминаниях о нем.

В программе звучат произведения Никколо Паганини:

Концерт для скрипки с оркестром № 3 ми мажор.
1. Introduzione. Andantino-Allegro marziale.
2. Adagio. Cantabile spianato.
3. Polacca. Andantino vivace.
Соло скрипки Сальваторе Аккардо в сопровождении Лондонского филармонического оркестра, дирижёр Шарль Дютуа.

Шесть сонат, соч. 2: Соната для скрипки и гитары № 2 до мажор.
1. Larghetto expressivo.
2. Allegro spiritoso.
Исполняют Эдуард Грач - скрипка, Андрей Гарин - гитара.

Соната «Мария-Луиза» с вариациями на струне соль. Играет Сальваторе Аккардо.

Кантабиле ре мажор. Исполняют Скотт Сент Джон - скрипка, Симон Вайнберг - гитара.

Астор Пьяццолла и его танго

KristPiazolla

Если спросить любого человека что он знает об аргентинской музыке, скорее всего он назовет Астора Пьяццоллу. Этот композитор стал одним из культовых символов южно-американской страны – Аргентины. А поскольку одним из самых распространенных жанров культуры этой страны является танго, то не удивительно, что Пьяццолла посвятил ему практически все свое творчество. Им создано более двух тысяч сочинений в жанре танго.

Несмотря на столь демократичный жанр, музыка этого композитора почитаема и профессионалами, и любителями за смелые рельефы мелодических линий, терпкую гармонию, яркую оркестровку, виртуозные импровизации бандонеона. Танго Пьяццоллы давно преодолели «прикладное», бытовое предназначение, а потому превратились в особый жанр современной камерной музыки. Слушая музыку Пьяццоллы, мы можем отметить два главных образа: с одной стороны – порывистый, страстный, напряженно устремленный, а с другой – печально ностальгический, порой трагический. Так Шопен в своих танцевальных жанрах воплощал скорее «поэтику своей души», точно так же Пьяццолла в своих истовых и неистовых танговых ритмах выразил не только страсть, но и «лирику печали».

Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Шехеразада»

Scheherazade (Rimsky-Korsakov) 01 by L. Bakst

Сказки восточного эпоса «1000 и 1 ночь» воплощены во многих жанрах мирового искусства.

Для великого «колориста» оркестра Николая Андреевича Римского-Корсакова эти сюжеты и образы — богатая пища для создания красочной как восточный ковер музыки в симфонической сюите «Шехеразада».

В передаче симфоническая сюита «Шехеразада» звучит в исполнении Оркестра романской Швейцарии под управлением Эрнеста Ансерме.

Светские кантаты Иоганна Себастьяна Баха

JSBach

В необозримом, как океан, творчестве Иоганна Себастьяна Баха немалое место занимает жанр кантаты. Духовные кантаты исполнялись на немецкие тексты и были предназначены для воскресных церковных богослужений. Другой пласт кантатного творчества - это светские кантаты, написанные «на случай», как тогда говорили, то есть по заказу специально для какого-то события.

Альберт Швейцер - знаменитый биограф и исследователь творчества Баха открывает главу об этой части творчества кантора церкви св. Фомы следующим абзацем: «Автор светских кантат оставался забытым ещё дольше, чем автор духовных. Баховское общество опубликовало кантаты, о существовании которых никто не подозревал. А сколько из них безвозвратно утеряно! Всё же сохранилось около 20 светских кантат. Мы знаем теперь и другого Баха».

Из светских кантат наибольшую известность приобрели две кантаты: «Кофейная кантата» и «Состязание Феба и Пана».

В основе незатейливого сюжета «Кофейной кантаты» - шутка, пустячок, изложенный в шуточном стихотворении Пикандера. Суть новеллы может быть выражена «гамлетовским» вопросом: пить или не пить... кофе!

Либретто кантаты «Состязание Феба и Пана» написал Пикандер на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Античная легенда, воплощённая обаятельной музыкой Баха, живо воссоздает извечную антитезу искусства учёного, утончённо-поэтического против почвенного народного, тесно связанного с повседневной жизнью людей.

Георгий Свиридов

Фото Георгия Свиридова

Творчество этого русского композитора советского периода – выдающееся явление отечественной музыкальной духовной культуры. В этой музыке особая мудрость и простота, первозданность выражения национального характера в сочетании с великой русской поэзией. Истоки музыки Свиридова в многовековой национальной культуре, в ней воплощены: жизнь народа ,его духовный мир, характер, и особая природа родной страны – эти образы преломляются сквозь русскую литературу, поэзию – Пушкин, Блок, Есенин, Толстой, Тургеньев, как и русская живопись, особенно 19 века – Суриков, Левитан, Васнецов, Нестеров – именно эти великие художники в своем творчестве глубоко проникли в суть столь противоречивой загадочной души русской, жизни и быта народа – порой масштабной, могучей и богатырской, а порой нежной, ранимой и печальной. Вслед за Глинкй, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Чайковским – Свиридов – младший современник Прокофьева и Шостаковича, продлил и широко развил замечательные традиции русского музыкального искусства.

Свиридов буквально воскрешает жанры старинной духовной музыки – хоровое песнопение, воспроизведя прийомы старинного партесного многоголосья, которые рождают ассоциации с духовными концертами классиков этого жанра – Бортнянским, Березовским. Не смотря на архаичный стиль хоровой музыки Свиридова, его простой и ясный музыкальный язык, произведения Свиридова звучат свежо и ново, по-настоящему современно. Свиридов ищет особую поэзии в слове, в его произнесении, в создании особого музыкально-поэтического диалекта.

«Курские песни»

«Курские песни» - маленькая кантата, написанная в 1964 г. Использованы тексты из сборника собирателя и фольклориста Рудневой «Народные песни Курской области». Кантата написана для хора и симфонического оркестра с участием солистов, состоит из 7 песен, в которых смутно угадывается тема невеселой и непростой судьбы русской женщины в ее крестьянском быте, но ненавязчиво, порой с мягкой лирикой, а порой и с добродушным крестьянским юмором.

«Памяти Сергея Есенина»

«Памяти Сергея Есенина» - вокально-хоровая кантата написана для хора, солирующего тенора и симфонического оркестра. Через поэзию композитор воплощает образ родины, любимого отечества, его печали, боли, страдания и любви. В этом контексте понятен выбор композитором эпиграфа, предпосланного им к поэме «Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (Есенин). Когда Свиридов открыл для себя Есенина, он понял, что иначе и быть не могло, настолько сроднились душой поэт и композитор. «Памяти Сергея Есенина» - это своеобразный микрокосмос жизни России в ее трудный послереволюционный период, все вместилось в рамки поэмы – музыкального собрания из десяти песен, от русского пейзажа, обряда, картины, крестьянского труда до разоренной страны с ее бедами и страданиями, до стихийного разлива народных сил. Несмотря на разделенность не связанность частей поэмы в ней есть срытый сюжетный стержень – грань, черта между прошлым и будущим, которую провела революция, пройдя сквозь судьбы людей.

Александр Скрябин

Skrjabin Alexander

Александр Скрябин - космогонический гений музыки начала ХХ века. В его музыке нет золотой середины – есть «полюс высшей грандиозности» и «полюс высшей утонченности».

В передаче, посвещенной Скрябину, прозвучит утонченно «полётная» четвёртая фортепианная соната и самое «скрябинское» симфоническое произведение «Поэма Экстаза».

Игорь Стравинский, «Петрушка»

Lobanov-Rostovsky collection 008

Игоря Стравинского его современники, французские музыканты, называли "Царь Игорь", его считали мэтром музыки ХХ века, "законодателем музыкальных мод", человеком "1001 стиля". Стравинский создал около 100 произведений разных жанров и стилей. Он никогда не повторялся, он был всегда оригинален и ни на кого не похожим, он был парадоксален в своих суждениях. За 60-летний период творчества его музыка никогда не была устаревшей, она была вечно новой и оригинальной.

"Петрушка" (1911 год) - потешные сцены в 4-х картинах "Гулянье на масляной". Балет написан по заказу Дягилева, поставлен в Париже. Балетмейстер - Михаил Фокин, художники - Александр Бенуа и Валентин Серов; партию Петрушки исполнил Вацлав Нежинский, Балерину танцевала Тамара Карсавина.
На фоне пестроты праздничного гуляния показаны куклы: Петрушка, Балерина, Арап (типичные герои итальянской комедии масок: Пьеро, Коломбина, Арлекин). Но здесь они не только куклы, они - типичный любовный треугольник, герои которого испытывают человеческие страсти. Более всех страдает Петрушка - он некрасив и неловок. Он постоянно протестует против Фокусника - кукловода, но сделать ничего не может. Он любит Балерину - Пустую фарфоровую игрушку, но она предпочитает ему нарядного и глупого Арапа. Драма Петрушки - реальна, а отношения Балерины и Арапа - пародийны. Партитура "Петрушки" - это блестящая оркестровая фантазия.

Пётр Ильи Чайковский
«Щелкунчик»

Snowdance

Балет «Щелкунчик» с музыкой Петра Ильича Чайковского - одно из самых популярных и любимых произведений для самого широкого круга слушателей и зрителей, как говорится, от мала - до велика. Этот балет - истинно новогоднее представление, созданное талантом великого хореографа Петипа и великого композитора Чайковского.

Идея и авторство сценария принадлежит Мариусу Петипа и Ивану Александровичу Всеволожскому - петербургскому театральному деятелю, по заказу которого созданы балеты Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Существует немало вариантов постановки балета, есть чудные детские мультфильмы, множество трактовок сюжета, созданного гениальной фантазией Эрнста Теодора Гофмана. Но для нас главным остается музыка Чайковского, воплощающая детский мир, чудеса сказочного царства, и наряду с этим образ юной, преданной души, мужественно вступающей в борьбу со злом и коварством.

Сказка «Щелкунчик и Мышиный Король» написана Гофманом в присущей ему манере, где автор тесно сплел фантастический вымысел с описанием быта семьи немецкого бюргера. В центе действия - девочка Мари (или Клара – во французском пересказе гофмановской сказки, который сделал Александр Дюма, или, как это сделали в некоторых отечественных постановках, предоставивших роль героини Маше). Есть здесь и образ таинственного часовых дел мастера Дроссельмейера - чудодея, изобретателя мышеловок и других хитроумных машинок. С другой стороны деревянная нюрнбергская игрушка - щелкунчик, оживленная игрушечным мастером в средневековом Нюрнберге - со своей трагической историей темных семейных взаимоотношений с Мышиным королем. Мари - добрая, кроткая девочка, способная видеть многое, что сокрыто от других людей, способная жалеть обиженных, преданно любить, и в какой-то момент мужественно вступить в бой против коварства и зла.

Чайковский в своей музыке, несмотря на упрощенный либреттистами Всеволожским и Петипа сюжет, все же сохранил ту же лирическую интонацию и тонкий психологизм, которые присутствуют в образе гофмановской героини. Но, в то же время, композитор не мог не прельститься возможностью отразить в оркестровой музыке чудеса конфетного царства, в которое мечтой своей попадают юные герои.
Вот такая сказочная ситуация воспета в музыке, написанной композитором для балета «Щелкунчик».

Фредерик Шопен

Chopin, by Wodzinska

Генрих Гейне – поэт-романтик – писал о талантливом польском композиторе так: «Шопен не удовлетворяется тем, что мастерству его рук аплодируют другие руки. Он стремится к высшим лаврам, его пальцы - только слуги его души, и ей аплодируют люди, которые слушают не только ушами, но и сердцем».

В фортепианных произведениях Шопена проявились необычайная многогранность, многожанровость, разнообразие музыки. Он, Шопен, и лиричен, и трагичен, он склонен к меланхолии и страстным порывам, ему свойственны тонкость и изящество, глубина и драматизм. В исполнительстве, в творчестве и в жизни ему были присущи и безошибочное чувство меры и высочайший, абсолютный вкус.

«Шопен не только виртуоз, но и поэт. Он рождает поэзию, которой насквозь проникнута его душа, и изливает ее в звуках. Он поэт звуков, тональности, мелодии», – так говорил поэт поэтов Генрих Гейне о «поэте фортепиано» Фредерике Шопене.

Франц Шуберт

Franz Schubert by Wilhelm August Rieder 1875

Шуберт - великое явление в европейской музыкальной культуре, величайший лирик, непревзойденный мастер лирической немецкой песни, симфонической и камерной музыки. Среди современных Бетховену композиторов младшего поколения Шуберта считают самым гениальным. Сегодня, зная творчество в целом и многие произведения этого австрийского композитора начала XIX века, можно утверждать, что эта характеристика вполне правомерна.

Однако, не все так просто было и в жизни, и в творчестве гения. Шуберт - один из тех трагических творцов в мировом искусстве, который, будучи гениально одаренным музыкантом, получив прекрасное музыкальное образование, будучи чрезвычайно трудолюбивым и преданным своему искусству, не получил прижизненного признания. Слава пришла к нему только после смерти.

В какой-то мере, он повторил судьбу Иоганна Себастьяна Баха: сравнительно небольшая часть его сочинений была напечатана при жизни, его музыку знали только ближайшие друзья и поклонники. Многие современники, понимающие и чуткие, не могли оценить масштаба его творчества просто потому, что не знали его. Ни одно симфоническое произведение Шуберта не было опубликовано при жизни автора.

Незадолго до смерти Бетховена, ему показали несколько песен Шуберта. Маститого композитора поразила необыкновенная сила лирического дара их автора. «Поистине, у этого Шуберта есть искра Божья», - отозвался маэстро и пророчески добавил: «Этот еще заставит говорить о себе весь мир».

В нашей программе мы еще раз перелистнём золотые страницы шубертовского творчества, услышим чудные, чистые, незамутненные и нетронутые временем мелодии его песен, прикоснёмся к юношески и по-моцартовски искренней музыке.

Наверх ▲

Гармония мира, 1996-2017