Radio Garmoniia mira, 102.7 fm

Рубрика «Время классической музыки»

Жанры

Антология танца
Часть 2. «Павана и пассакалия»

Basse danse couleur

Нигде в музыке национальный наряд не выглядит так броско, так ярко, как в танце. Танец лежит в основе многих видов вокальной, инструментальной музыки, бытовой, концертной театральной. В старинной сюите чередовались немецкие французские, испанские, итальянские, английские танцы; быстрый, медленный, степенный, танец-шествие; многочисленные паваны, пассакалии, чаконы. Многие из них отошли в далекое прошлое, а многие, перешагнув века и стили, вошли в музыку XX века в новом облачении, в новой стилистике, в новом жанровом значении.

Пассакалия – танец-шествие, восходящий к XVII веку, исполнялся в различных инструментальных ансамблях. Главным организующим принципом всех пассакалий во все времена был принцип вариаций на неизменный бас.

Во второй части цикла передач «Антология танца» прозвучат паваны Клода Жервеза (XVI век), Габриэля Форе (XIX век), Мориса Равеля (XX век), а также пассакалии Генделя, Витали, Шуберта, Брамса, Веберна, Арво Пярта.

Антология танца
Часть 3. «Менуэт, Мазурка, Вальс, Полонез»

Le bal paré

Из сюиты в сонату и симфонию XVIII века перешёл менуэт – главный общеевропейский танец эпохи, предшествующей Великой французской революции.

Танцы в классической музыке постепенно утрачивают свое бытовое предназначение: они вряд ли могут быть использованы как аккомпанемент к танцу. Они становятся частью более специфического, высокого искусства, частью определенной идеи симфонии оперы, симфонической поэмы.

Не случайно создание сонатно-симфонического цикла венско-гайдновского типа включало в качестве третьей части обязательный менуэт. Менуэт произошёл от народного хороводного танца. В конце XVII века он вошёл в придворный этикет королевского двора, благодаря галантной манере исполнения превратился в «танец королей» и стал королём танцев европейского масштаба.

Мангеймские мастера ввели первыми менуэт в симфонии, а вслед за ними он становится важной составляющей симфоний в творчестве венских классиков, внося контраст к более сложным частям профессиональной симфонии.

В начале XIX века в музыкальный обиход европейской культуры входит вальс – более одушевленный и интимный, более торжественный и бальный. Вальс становится признаком праздничного действа, массового гуляния, парковых театральных и эстрадных развлечений. Это линия развлекательного искусства. Другая линия – камерно-симфоническая.

О мазурках Шопена композитор, музыковед, музыкальный критик и педагог Борис Асафьев писал: «Вот в ритмы мазурки вплетены грустные, славянские пластичные думы, вот сознание касается грани сумрачной меланхолии, а вот солнце, свет, трепет жизни, но облако затенят лазурь неба, и в мелосе мазурки тень скорби».

В третьей части цикла передач «Антология танца» звучат произведения Штрауса, Шуберта, Веберна, Берлиоза, Шопена.

Баркарола

Federico Paolo Nerly, Canale Grande in Venedig mit Santa Maria della Salute bei Mondschein 3

«Венеция! Вся в серебро и мрамор убрана»... Гондолы, тихо скользящие по чёрным каналам в таинственном свете луны, и песни гондольера, которые будят в душе воспоминания о «несуществующем мире»...
Какая пища для романтической поэзии! Какие музыкальные образы рождает этот мир!

Начиная с XIX века, баркарола как жанр прочно вошла в музыку многих европейских стран: Франции, Германии, Чехии, Польши и, конечно, русской музыкальной культуры. Её специфический, как говорят музыканты, «баркарольный» ритм, имитирующий мерно покачивающуюся на волне лодочку, песенная мелодия, подобная песне гондольера на фоне арфообразного, гитарного сопровождения - все это находка для музыканта, способного воплотить в инструментальной и в вокальной музыке прекрасный и таинственный образ Венеции.

... А издали лунной озарена
Венеция, средь темных вод белея,
Вся в серебро и мрамор убрана,
Явилась мне как сказочная фея.

Спускалась ночь, теплом и счастьем вея,
Едва катилась сонная волна,
Дрожало сердце, тайной грустью сжато,
И тенор пел вдали «О Sol beato»...

Алексей Апухтин

В нашей программе звучат произведения Рейнальдо Ана, Мендельсона, Паганини, Шуберта, Оффенбаха, Шопена, Листа, Форе и Сен-Санса.
Особая страница «баркарольной» истории - вхождение этого жанра в русскую музыкальную и поэтическую культуру. Вы услышите «русские баркаролы» Чайковского, Рубинштейна, Лядова, Римский-Корсакова, Аренского, Глинки, Балакирева, Глазунова и Рахманинова.

Вальс

Wilhelm Gause Hofball in Wien

Завораживающий ритм вальса рисует в нашем воображении картины бала, праздника, будит в нашей душе порой нежные и лирические воспоминания. Вебер, Шопен, Дебюсси, Крейслер, Чайковский, Дворжак, Рубинштейн, Глазунов – эта прекрасная и чарующая музыка вальса звучит в нашем музыкальном серпантине.

Программа 1:

Карл Мария фон Вебер, «Приглашение к танцу».
Фредерик Шопен, Вальсы ля-минор и ми-диез-минор. Играет Маурицио Поллини.
Фредерик Шопен, Вальс до-диез-минор. Исполняет Эрл Уайльд.
Фредерик Шопен, Вальс си-минор.
Фриц Крейслер - Сергей Рахманинов, «Муки любви». Исполняет Nina Shimkunas.
Фриц Крейслер, «Прекрасный розмарин». Соло флейты - Джеймс Голуэй.
Бенжамен Луи Поль Годар, Вальс для флейты. Играет Джеймс Голуэй.
Пётр Ильич Чайковский, «Декабрь» из цикла «Времена года» в исполнении Владимира Ашкенази.
Пётр Ильич Чайковский, «Сентиментальный вальс» в переложении для виолончели.
Пётр Ильич Чайковский, Вальс-скерцо для фортепиано. Исполняет Михаил Плетнёв.
Пётр Ильич Чайковский, Вальс-скерцо для скрипки с оркестром. Соло скрипки - Гил Шахам.
Антонин Дворжак, Вальс из струнной серенады.
Сергей Прокофьев, вальс из оперы «Война и мир» («Первый бал Наташи»). Исполняет ансамбль скрипачей Большого театра.

Программа 2:

Карл Мария фон Вебер, «Приглашение к танцу».
Фредерик Шопен, Вальсы ля-минор и ми-диез-минор. Играет Маурицио Поллини.
Фредерик Шопен, Вальс до-диез-минор. Исполняет Эрл Уайльд.
Фредерик Шопен, Вальс си-минор.
Клод Дебюсси, «Более чем медленный вальс». Исполняет Hans Oudenaarden.
Фриц Крейслер, «Прекрасный розмарин». Соло флейты - Джеймс Голуэй.
Бенжамен Луи Поль Годар, Вальс для флейты. Играет Джеймс Голуэй.
Пётр Ильич Чайковский, «Декабрь» из цикла «Времена года» в исполнении Владимира Ашкенази.
Пётр Ильич Чайковский, «Сентиментальный вальс» в переложении для виолончели.
Пётр Ильич Чайковский, Вальс-скерцо для фортепиано. Исполняет Михаил Плетнёв.
Антон Рубинштейн, Вальс-каприс.
Александр Глазунов, Вальс из балета «Барышня-служанка».
Александр Глазунов, Вальс из балетной сюиты, соч. 52.

Программа 3:

Карл Мария фон Вебер, «Приглашение к танцу».
Фредерик Шопен, Вальсы ля-минор и ми-диез-минор. Играет Маурицио Поллини.
Фредерик Шопен, Вальс до-диез-минор. Исполняет Эрл Уайльд.
Фредерик Шопен, Вальс си-минор.
Фриц Крейслер - Сергей Рахманинов, «Муки любви». Исполняет Nina Shimkunas.
Фриц Крейслер, «Прекрасный розмарин». Соло флейты - Джеймс Голуэй.
Бенжамен Луи Поль Годар, Вальс для флейты. Играет Джеймс Голуэй.
Рихард Штраус, «Вальс».
Пётр Ильич Чайковский, «Сентиментальный вальс» в переложении для виолончели.
Пётр Ильич Чайковский, Вальс-скерцо для фортепиано. Исполняет Михаил Плетнёв.
Пётр Ильич Чайковский, Вальс-скерцо для скрипки с оркестром. Соло скрипки - Гил Шахам.
Антонин Дворжак, Вальс из струнной серенады.
Сергей Прокофьев, вальс из оперы «Война и мир» («Первый бал Наташи»). Исполняет ансамбль скрипачей Большого театра.

Интермеццо

Время классической музыки. Интермеццо из оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй»

Интермеццо - это слово связано с театром, и в буквальном переводе с латинского intermedio означает «между действием». В контексте оперы, это действительно симфонические эпизоды, которые исполняются между драматическими оперными действиями. Чаще всего это лирическая музыка, которая оттеняет или даже отстраняет острые и напряженные ситуации оперной драмы. Композиторы 19 века широко пользовались этим приёмом, включая в действие подобные лирические или пасторальные интермедии. Есть весьма знаменитые оперные интермеццо, которые исполняются не только в опере, но и как самостоятельные оркестровые концертные пьесы.

В программе прозвучит музыка Пьетро Масканьи, Джакомо Пуччини, Жака Оффенбаха, Эрманно Вольф-Феррари, Руджеро Леонковалло, Жюля Массне, Жоржа Бизе, Рихарда Вагнера...

Мангеймская школа

Часть 1 Национальная галерея - Андре Буи - Ла Барре с группой музыкантов

Мастера из Чехии, обладавшие непревзойдённым тогда профессионализмом – инструменталисты и композиторы, составили основу Мангеймской Школы.

Этому прославленному коллективу, широко известному в первой половине XVIII века, посвящён наш цикл передач, в котором прозвучат произведения Яна Стамица, Йозефа Беера, Франца Ксавера Рихтера и других замечательных мастеров, предшествующих великим представителям Венского Классицизма.

Музыка в театре

Joseph Noel Paton - The Reconciliation of Titania and Oberon

В мировой музыкальной литературе сохранилось немало выдающихся произведений композиторов-классиков, созданных в своё время для театральных спектаклей: «Эгмонт» Бетховена (трагедия Гете), «Арлезианка» Бизе (пьеса Альфоса Доде), «Сон в летнюю ночь» Мендельсона (комедия Шекспира).
И удивительная вещь — сами спектакли ставятся редко или же не ставятся вообще, а музыка, предназначенная для них жива, самодостаточна и является шедевром мирового музыкального искусства.
Наша передача об этих произведениях.

Музыка утра

Claude Monet, Impression, soleil levant

«Музыка Утра»!.. Какая тема! Речь идет не только о той музыке, которая хороша для утреннего прослушивания. Она может звучать и утром, при вашем пробуждении, и днём, и вечером, и ночью - в любое время, когда вы расположены слушать музыку. Потому что композитор, давший своему произведению название «Утро», «Рассвет», «Восход солнца», «Утренняя песня» или «Утренний танец», способен в звуках выразить то состояние души, которое возникает у вас именно в это таинственное, волшебное время суток.

В программе прозвучит музыка Эдварда Грига, Йозефа Гайдна, Жоржа Бизе, Рихарда Штрауса, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева.

Музыка эпохи Возрождения

1596 Caravaggio, The Lute Player The Hermitage, St. Petersburg

Конец XV - начало XVI века – переломное время в истории западноевропейской культуры. События, люди, искусство той эпохи стали поистине легендарными. Что это? Осень средневековья или Весна Возрождения?

В условиях противоречия между церковными традициями и новым светским искусством в Нидерландах появилась композиторская школа музыкантов - мастеров вокальной многоголосной музыки.
Светская многоголосная песня – особый жанр в истории вокально-ансамблевого искусства европейской музыки XVI века – периода Высокого Ренессанса. Музыканты Франции, Испании, Германии и, конечно, Италии – все были охвачены идеей выразить высокие поэтические образы в жанрах вокальной многоголосной музыки.

Итальянская канцона, французский шансон, немецкий lied и, наконец, мадригал в творчестве одарённейших композиторов XVI века звучат в цикле программ о музыкальном искусстве эпохи Возрождения.

Музыкальная фантазия

Время классической музыки. Музыкальная фантазия

Фантазия – так называется наша программа, так называется музыкальный жанр весьма распространённый в инструментальной западноевропейской музыкальной культуре, начиная с XVI века. Так, в лютневой, клавирной, органной музыке встречается этот свободный по форме жанр, чаще всего импровизационного характера.

Фантазия в переводе с греческого – воображение. И, правда, эти развернутые музыкальные эпизоды созданы живым полетом музыкальной мысли, не скованной рамками формы, призывали исполнителя к импровизации, а слушателя к наслаждению музыкой, не требующей особых комментариев.

Этот жанр был так же любим музыкантами XVIII-го и романтического XIX века. В нашем эфире произведения великих композиторов разных времен, в названии которых встречается крылатое и многообещающее слово «фантазия». Слушайте, воображайте и наслаждайтесь.

В первой части программы вы услышите следующие произведения:
Иоганн Себастьян Бах, Фантазия и фуга соль-минор.
Вольфганг Амадей Моцарт, Фантазия ре-минор. Играет Владимир Шамо.
Людвиг Ван Бетховен, соната «Лунная», финал. Исполняет Эмиль Гилельс.
Генрих Эрнст - Джоаккино Россини, Фантазия на темы из оперы «Отелло». Играет Андрей Корсаков.
Ференц Лист – Гаэтано Доницетти, Вальс-Каприс на темы опер Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и «Паризина». Играет Борис Блох.
Франц Ваксман – Рихард Вагнер, Фантазия на 2 темы оперы «Тристан и Изольда».

Во второй части программы звучат произведения:
Людвиг Ван Бетховен, соната «Лунная». Исполняет Эмиль Гилельс.
Франц Ваксман – Жорж Бизе, Фантазия на темы оперы «Кармен». Играет Мксим Венгеров.
Франц Шуберт, Фантазия фа-минор. Исполняет фортепианный дуэт Crommelynck.
Фредерик Шопен, Полонез-фантазия. Играет Идиль Бирет.

В третьей части программы звучат произведения:
Фредерик Шопен, Фантазия фа-минор. Играет Михаил Плетнев.
Роберт Шуман, Крейслериана. Исполняет Марта Аргерих.
Ференц Лист – Джузеппе Верди, Парафраза на темы оперы «Риголетто». Играет Борис Блох.

Ноктюрн — музыка ночи

Dosekin 011

«Мне звуки ночью слаще кажутся, чем днём. Молчание придает им эту прелесть...»

Уильям Шекспир

Музыка ночи! Благодатная тема для поэтов и музыкантов. Антонио Вивальди первым воспел ночь в своих концертах. А далее – от «Маленькой ночной серенады» Моцарта до «Ночных призраков» Равеля, от «Лунной Сонаты» Бетховена до «Лунного света» Дебюсси, от упоительных ноктюрнов Шопена до сумрачной поэтики Вагнера – всё овеяно фантазией музыки ночи.

Мы назвали нашу программу – «Ноктюрн».

Произведения на тексты католических песнопений

Grandes-Orgues, Notre-Dame de Paris

В программе «Произведения на тексты католических песнопений» звучат произведения:

Григорио Аллегри, Miserere.
Джузеппе Верди, Miserere из оперы «Трубадур».
Иоганн-Себастьян Бах - Шарль Гуно, Ave Maria.
Вольфганг Амадей Моцарт, Ave Maria.
Антон Брукнер, Ave Maria.
Франц Шуберт, Ave Maria.
Хавьер Бусто, Ave Maria.
Иоганн-Себастьян Бах, Magnificat.
Иоганн-Себастьян Бах, Месса си-минор - Gloria.
Антонио Вивальди, Gloria.
Вольфганг Амадей Моцарт, Alleluja, Excultate, Jubilate.
Георг Фридрих Гендель, оратория «Мессия» - Alleluja.
Вольфганг Амадей Моцарт, Ave verum corpus.

Серенада

Spanish Serenade by Carl Spitzweg

... От Севильи до Гренады
В тихом сумраке ночей
Раздаются серенады
Раздаётся стук мечей;
Много крови, много песен
Для прелестных льётся дам
Я ж для той, что всех прелестней,
Песнь и кровь свою отдам...

Эти страстные поэтические строки Алексея Константиновича Толстого определяют тему нашей передачи. Серенада, серената, серена - рыцарская песнь любви... Мы сегодня нередко встречаем жанр серенады - вокальной, инструментальной, ансамблевой. Корни этого жанра под разными названиями уходят в далёкое прошлое. Серенада многократно описана музыкантами, путешественниками, исследователями. И, конечно, романтичная, страстная серенада, или канцона, или альба, или альборада воплощена в музыкальном творчестве многих композиторов на протяжении почти целого тысячелетия.

Элегия

William Blake - The Poems of Thomas Gray, Design 107, "Elegy Written in a Country Church-Yard." - Google Art Project

Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Шепнул душе привет бывалой;
Душе блеснул знакомый взор;
И зримо ей минуту стало
Незримое с давнишних пор.

В.А. Жуковский

Элегия – изначально в контексте греческой поэзии траурное пение в сопровождении авлоса (старинный гобой) – музыкально-поэтический жанр, более точно: небольшое произведение – дистих. Позже - стихотворение печального, грустного характера в сочетании с мотивами одиночества, неразделённой любви, страданий, прощания с молодостью, любовью… В новой европейской поэзии элегия стала выражением грустных размышлений, философских раздумий. Романтический век широко использует жанр элегии, ведь ей свойственно всё то, что характерно для романтической поэзии: чувствительность, сердечность, ностальгические воспоминания, тоска, одиночество, печаль… В русской поэзии элегия – один из самых распространённых жанров, ведь элегическое настроение – одно из свойств русской поэтической души.

Ранние элегии начала VII века принадлежат Генри Пёрселлу: «Пасторальная элегия на смерть Джона Плейфорда», «Три элегии на смерть королевы Мери». Такой мемориальный аспект надолго вошёл в музыкально-поэтический обиход, и хотя позднее эмоциональная окраска поэтического жанра изменилась, сам стиль музыкальной элегии, её просветлённо-печальный характер мелодии, несколько холодноватый тембр солирующего инструмента стал одним из жанровых признаков такого рода музыки.

Программа «Таланты и Поклонники. Гении и Меценаты»

Эта программа - разговор о тех, чьи имена значатся в нотных изданиях произведений великих композиторов, помещенные обычно ниже названия сочинения, нередко курсивом. Партитуры и собрания пьес Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа буквально пестрят именами мужчин, женщин, графов, князей, коронованных особ, издателей, исполнителей и просто добрых знакомых авторов. Когда открываешь биографии и жизнеописания великих музыкантов прошлого, то понимаешь, что за этими именами стоят личности, которые сыграли значительную роль не только в жизни, но и в творчестве автора музыки. Кто же они - самоотверженные и благородные покровители и меценаты, просвещенные любители, друзья, возлюбленные, почитатели и поклонники великого искусства музыки?

Людвиг ван Бетховен. Музыкальные посвящения

Beethovenhome

Людвиг ван Бетховен – почти каждый из его более 200 опусов несет в себе отпечаток его жизни, его биографии, так как каждый из адресатов его посвящений сыграл важную роль в жизни и творчестве этого великого художника - семья Брёнингов, Фердинанд фон Вальдштейн, граф Андрей Кириллович Разумовский, князь Йозеф Франц Максимилиан Лобковиц, эрцгерцог Рудольф, граф Франц Брунсвик и др.

Наверх ▲

Гармония мира, 1996-2017